Monday, December 21, 2015

Лиссабон за один день



Всего один день на столицу страны? Сумасшествие, но вовсе не беда. Не стоит пытаться объять необъятное и бежать стремглав во все музеи. Лучше оценить масштаб и попробовать всего понемногу, а затем вернуться еще раз, точно представляя, зачем и куда именно.  На самом деле, город очень неоднозначный. С одной стороны, во время Второй Мировой войны Португалия выступала на стороне Германии, а потому массовых разрушений старинных районов стране удалось избежать (кроме шуток, это ценно, ведь в той же Варшаве камня на камне после войны не осталось, а все, что мы сейчас видим в Старом Городе, включая королевский дворец. выстроено по картинам в ХХ веке). С другой стороны, Лиссабон почти полностью был разрушен в середине XVIII века: землетрясение, за которым последовали пожар и цунами, камня на камне не оставили. Собственно, именно после этого землетрясения Португалия плюнула на попытки удержать свои колонии под контролем.


Осмотр города стоит начать с Торговой площади города – именно отсюда когда-то очень давно отходили корабли, направляющиеся к новым открытиям. Именно здесь находится запечатленная на доброй половине португальских открыток арка,  именно отсюда берут свое начало маршруты старинных «хоп он – хоп офф» трамвайчиков, увозящих туристов по узким улочкам Старого города, к подножию возвышающейся на холме крепости, многочисленным храмам и просто потрясающим видовым площадкам. Зачастую я не фанат подобных «туристических» штук, но ведь Лиссабон ассоциируется именно с трамваями, куда без них? Из приятно полезного – в трамвае выдают наушники, включенные в стоимость билета, а слушать экскурсию можно даже на русском (больше десятка языков на выбор). Местами было ощущение, что вот сейчас – все, не проедем, врежемся, зацепимся боком или сметем несчастных пешеходов, прижавшихся к стенке дома. Но нет, продумано и рассчитано до сантиметра. Хотя на более широких участках, где навстречу друг другу расходятся два трамвая, голову выставлять в окно не стоит – ее можно запросто лишиться. 





Кроме вот таких «хоп он – хоп офф» трамваев (где пассажир может заходить и выходить на любой остановке неограниченное количество раз), есть еще трамваи обычные, городские. Самым-самым знаменитым из них является №28. Местные жители кстати очень жалуются на очереди – даже в невысокий сезон под накрапывающим дождем я видела толпу в человек сто, и все с фотоаппаратами. Куда при этом деваться тем, кому этот трамвай нужен, чтобы попасть домой, история умалчивает. Но уже сейчас лиссабонцы просят запретить туристам пользоваться трамваем №28 в рабочее время.
 
Ну, и третья разновидность трамваев – так называемые фуникулеры. Они тоже раскрашены в желто-коричневый цвет, тоже скользят по рельсам, но имеют ступенчатую форму. Таких в городе очень мало, да и маршруты у них короткие. Проезд на них, как и на трамвае №28, стоит 3,6 евро, поэтому лучше покупать на день безлимитный проездной для городского транспорта за 6 евро и кататься, сколько душа пожелает.


Раз уж речь зашла о транспорте: чтобы пользоваться метро Лиссабона, понадобится карточка ценой 0,5 евро, на которую можно забрасывать деньги на проезд. При этом той же самой карточкой можно воспользоваться и для поездки, к примеру, в Синтру, до которой ехать примерно час. Конечно, цена вопроса составит уже не полтора евро, а почти четыре в одну сторону (на выходе из вокзалов необходимо прикладывать свой билет для считывания, потому крайней не рекомендуется пытаться проехать по более дешевому билету – система считывает станцию посадки и стация высадки и знает, сколько зон вы проехали). О Синтре можно писать бесконечно – это и крепость, и замок Пена, и национальный дворец, в котором жило несколько поколений королей, и масонское имение Регалейры с его подземными лабиринтами и колодцами, больше похожими на вывернутые наизнанку башни. Но мы сейчас в Лиссабоне, о нем и продолжим.

Условно говоря, для путешественника город можно разделить на три части: старый город, монументальная часть (Белен) и современный квартал, который появился в результате перестройки заброшенного комплекса Экспо. Чтобы не плутать и не разбираться с местным транспортом, мы пользовались  большими «хоп он – хоп офф» автобусами с русской экскурсией в наушниках. В городе есть три разных маршрута, и если купить сразу три, раскошелиться придется на 25 евро, но действовать такой билет будет в течение нескольких дней.

До Белена ехать из центра около получаса. Чем крут Белен? Во-первых, знаменитой башней, дошедшей до нас из раннего XVI века. Она была построена в честь Васко да Гамы, нашедшего морской путь в Индию. В течение многих веков башня служила и маяком, и складом, и тюрьмой, и даже таможенным пунктом при въезде в Лиссабон. Башня невероятно красивая, в стиле мануэлино (в Лиссабоне этот стиль встречается крайне часто). Имейте в виду, и башня и большинство других объектов по понедельникам закрыты. 


Рядом с башней можно заметить интересный памятник в виде самолета – оригинальность в том, что он посвящен пилотам, впервые перелетевшим Атлантический океан (из Португалии в Рио-де-Жанейро). По другую сторону от башни – старинный форт, каких можно найти в стране и ее бывших колониях (например, в Бразилии) очень много. Если двигаться вдоль реки и дальше, в глаза бросится огромный монумент морским открытиям, а за ним возвышается музей электричества.  Впрочем, если временем вы ограничены, лучше перейти дорогу, удаляясь от реки Тежу, и полюбоваться монастырем Жеронимуш. Тоже кстати в стиле мануэлино.  Здесь похоронены несколько португальских королей, Васко да Гама, писатель Фернандо Пессоа… Здесь же в монастыре есть два музея: морской и археологический.

 





Продвигаясь в сторону города и миновав огромный дворец нежно лососевого цвета, где сейчас живет президент Португалии, не стоит пугаться возникшей перед вами толеи. Если присмотреться, это вполне организованная очередь, толпящаяся на входе в легендарную пекарню «Паштеуш де Белен». Зачем стоят здесь все эти люди? За пирожными. Только не за простыми. Пекарня существует здесь уже не одну сотню лет, а рецепт волшебного крема, которым наполняют слоеные корзинки, до сих пор держится в строжайшей тайне. Его знают только три кондитера, причем им даже путешествовать вместе не разрешается. Дабы не вмешался злой рок, и не случилось чего сразу со всеми.





Кстати стоять в очереди вовсе не обязательно. Очередь только для тех, кто хочет взять пирожные с собой (в красивой коробочке). Простоять в очереди можно больше часа. А можно просто войти внутрь, сесть за столик и заказать у официанта одну корзину здесь и еще сколько-то с собой в коробочке. Получится гораздо быстрее, да и антураж внутри невероятный, картины, мозаики, мебель… Можно даже посмотреть, как эти самые паштеуш делают, ведь у цеха имеется огромное окно для любопытных. На этом Белен заканчивается.

А потому стоит снова поймать автобус и вернуться в центральную часть Лиссабона. После чего имеет смысл наведаться в современную часть города (туда, где когда-то был Экспо). Сейчас это место носит гордое название Парк Наций. Здесь же неподалеку выстроен огромный современный железнодорожный вокзал, крыша которого очень напоминает раскидистые кроны пальм. Самый большой в Европе океанариум, высоченная башня Васко да Гама, разнообразные павильоны и кафе – все это здесь, вдали от старого города. Трудно поверить, что это все еще Лиссабон. Но тем он и прекрасен, что найдет чем удивить любого гостя.


No comments:

Post a Comment