Всего один день на столицу
страны? Сумасшествие, но вовсе не беда. Не стоит пытаться объять необъятное и
бежать стремглав во все музеи. Лучше оценить масштаб и попробовать всего
понемногу, а затем вернуться еще раз, точно представляя, зачем и куда
именно. На самом деле, город очень
неоднозначный. С одной стороны, во время Второй Мировой войны Португалия
выступала на стороне Германии, а потому массовых разрушений старинных районов
стране удалось избежать (кроме шуток, это ценно, ведь в той же Варшаве камня на
камне после войны не осталось, а все, что мы сейчас видим в Старом Городе,
включая королевский дворец. выстроено по картинам в ХХ веке). С другой стороны,
Лиссабон почти полностью был разрушен в середине XVIII века: землетрясение, за
которым последовали пожар и цунами, камня на камне не оставили. Собственно,
именно после этого землетрясения Португалия плюнула на попытки удержать свои
колонии под контролем.
Осмотр города стоит начать с
Торговой площади города – именно отсюда когда-то очень давно отходили корабли,
направляющиеся к новым открытиям. Именно здесь находится запечатленная на
доброй половине португальских открыток арка,
именно отсюда берут свое начало маршруты старинных «хоп он – хоп офф»
трамвайчиков, увозящих туристов по узким улочкам Старого города, к подножию
возвышающейся на холме крепости, многочисленным храмам и просто потрясающим
видовым площадкам. Зачастую я не фанат подобных «туристических» штук, но ведь
Лиссабон ассоциируется именно с трамваями, куда без них? Из приятно полезного –
в трамвае выдают наушники, включенные в стоимость билета, а слушать экскурсию
можно даже на русском (больше десятка языков на выбор). Местами было ощущение,
что вот сейчас – все, не проедем, врежемся, зацепимся боком или сметем несчастных
пешеходов, прижавшихся к стенке дома. Но нет, продумано и рассчитано до
сантиметра. Хотя на более широких участках, где навстречу друг другу расходятся
два трамвая, голову выставлять в окно не стоит – ее можно запросто лишиться.
Кроме вот таких «хоп он – хоп
офф» трамваев (где пассажир может заходить и выходить на любой остановке
неограниченное количество раз), есть еще трамваи обычные, городские.
Самым-самым знаменитым из них является №28. Местные жители кстати очень
жалуются на очереди – даже в невысокий сезон под накрапывающим дождем я видела
толпу в человек сто, и все с фотоаппаратами. Куда при этом деваться тем, кому
этот трамвай нужен, чтобы попасть домой, история умалчивает. Но уже сейчас
лиссабонцы просят запретить туристам пользоваться трамваем №28 в рабочее время.
Ну, и третья разновидность
трамваев – так называемые фуникулеры. Они тоже раскрашены в желто-коричневый
цвет, тоже скользят по рельсам, но имеют ступенчатую форму. Таких в городе
очень мало, да и маршруты у них короткие. Проезд на них, как и на трамвае №28,
стоит 3,6 евро, поэтому лучше покупать на день безлимитный проездной для
городского транспорта за 6 евро и кататься, сколько душа пожелает.
Раз уж речь зашла о транспорте:
чтобы пользоваться метро Лиссабона, понадобится карточка ценой 0,5 евро, на
которую можно забрасывать деньги на проезд. При этом той же самой карточкой
можно воспользоваться и для поездки, к примеру, в Синтру, до которой ехать
примерно час. Конечно, цена вопроса составит уже не полтора евро, а почти
четыре в одну сторону (на выходе из вокзалов необходимо прикладывать свой билет
для считывания, потому крайней не рекомендуется пытаться проехать по более
дешевому билету – система считывает станцию посадки и стация высадки и знает,
сколько зон вы проехали). О Синтре можно писать бесконечно – это и крепость, и
замок Пена, и национальный дворец, в котором жило несколько поколений королей,
и масонское имение Регалейры с его подземными лабиринтами и колодцами, больше
похожими на вывернутые наизнанку башни. Но мы сейчас в Лиссабоне, о нем и
продолжим.
Условно говоря, для
путешественника город можно разделить на три части: старый город,
монументальная часть (Белен) и современный квартал, который появился в
результате перестройки заброшенного комплекса Экспо. Чтобы не плутать и не
разбираться с местным транспортом, мы пользовались большими «хоп он – хоп офф» автобусами с
русской экскурсией в наушниках. В городе есть три разных маршрута, и если
купить сразу три, раскошелиться придется на 25 евро, но действовать такой билет
будет в течение нескольких дней.
До Белена ехать из центра около
получаса. Чем крут Белен? Во-первых, знаменитой башней, дошедшей до нас из
раннего XVI века. Она
была построена в честь Васко да Гамы, нашедшего морской путь в Индию. В течение
многих веков башня служила и маяком, и складом, и тюрьмой, и даже таможенным
пунктом при въезде в Лиссабон. Башня невероятно красивая, в стиле мануэлино (в
Лиссабоне этот стиль встречается крайне часто). Имейте в виду, и башня и
большинство других объектов по понедельникам закрыты.
Рядом с башней можно заметить
интересный памятник в виде самолета – оригинальность в том, что он посвящен
пилотам, впервые перелетевшим Атлантический океан (из Португалии в
Рио-де-Жанейро). По другую сторону от башни – старинный форт, каких можно найти
в стране и ее бывших колониях (например, в Бразилии) очень много. Если
двигаться вдоль реки и дальше, в глаза бросится огромный монумент морским
открытиям, а за ним возвышается музей электричества. Впрочем, если временем вы ограничены, лучше
перейти дорогу, удаляясь от реки Тежу, и полюбоваться монастырем Жеронимуш.
Тоже кстати в стиле мануэлино. Здесь
похоронены несколько португальских королей, Васко да Гама, писатель Фернандо
Пессоа… Здесь же в монастыре есть два музея: морской и археологический.
Продвигаясь в сторону города и
миновав огромный дворец нежно лососевого цвета, где сейчас живет президент
Португалии, не стоит пугаться возникшей перед вами толеи. Если присмотреться,
это вполне организованная очередь, толпящаяся на входе в легендарную пекарню
«Паштеуш де Белен». Зачем стоят здесь все эти люди? За пирожными. Только не за
простыми. Пекарня существует здесь уже не одну сотню лет, а рецепт волшебного
крема, которым наполняют слоеные корзинки, до сих пор держится в строжайшей
тайне. Его знают только три кондитера, причем им даже путешествовать вместе не
разрешается. Дабы не вмешался злой рок, и не случилось чего сразу со всеми.
Кстати стоять в очереди вовсе не
обязательно. Очередь только для тех, кто хочет взять пирожные с собой (в
красивой коробочке). Простоять в очереди можно больше часа. А можно просто
войти внутрь, сесть за столик и заказать у официанта одну корзину здесь и еще
сколько-то с собой в коробочке. Получится гораздо быстрее, да и антураж внутри
невероятный, картины, мозаики, мебель… Можно даже посмотреть, как эти самые
паштеуш делают, ведь у цеха имеется огромное окно для любопытных. На этом Белен
заканчивается.
А потому стоит снова поймать
автобус и вернуться в центральную часть Лиссабона. После чего имеет смысл
наведаться в современную часть города (туда, где когда-то был Экспо). Сейчас
это место носит гордое название Парк Наций. Здесь же неподалеку выстроен
огромный современный железнодорожный вокзал, крыша которого очень напоминает
раскидистые кроны пальм. Самый большой в Европе океанариум, высоченная башня
Васко да Гама, разнообразные павильоны и кафе – все это здесь, вдали от старого
города. Трудно поверить, что это все еще Лиссабон. Но тем он и прекрасен, что
найдет чем удивить любого гостя.
No comments:
Post a Comment